Царица-схимонахиня Дария (Колтовская)
Дни памяти:
(ст. стиль / новый стиль)
5 / 18 апреля – кончина схимонахини царицы Дарии (†1626)
Анна Алексеевна Колтовская, будущая царица, родилась около 1554-1556 гг. Весной 1572 г. она стала четвёртой женой царя Иоанна Грозного. Это был последний официальный брак царя. Хотя Церковь признает возможность лишь трех браков, царю было дозволено жениться еще раз, т. к. Марфа Собакина, его третья супруга, скончалась вскоре после свадьбы. Анна Колтовская, как и Марфа, была отобрана государем на смотре невест. Заключенный новый брак продлился совсем недолго. По непонятным причинам, предположительно, уже в сентябре 1572 г. царица была сослана в Покровский монастырь города Суздаля, где пострижена в монашество с именем Дария. Там она находилась на протяжении 12 лет до смерти своего мужа. В 1585 г. царь Феодор Иоаннович, сменивший на троне Иоанна Грозного, удовлетворил её просьбу о переводе в Горицкий Воскресенский монастырь близ г. Кириллова, в котором она подвизалась почти 20 лет.
В 1604 г. Дария покинула Горицкий монастырь и перешла в Тихвинский Введенский девичий монастырь, как написано в ее прошении «по обещанию... общину устроить».
Во Введенском монастыре царица-инокиня застала бедность и множество проблем. БОльшая часть земель, данных монастырю при основании, оказалась во владении Тихвинского Успенского монастыря. Руги (хлебной и денежной) по-прежнему давалось только на десять стариц, в то время как в монастыре уже подвизалось сорок пять монахинь. Царица писала в 1604 г. в челобитной, что 35 старицам нечем прокормиться, а в храме недостаточно богослужебных книг, из-за чего петь и читать не по чему. Из-за того, что деревни Стретилово, Фишова Гора и Заболотье захвачены Успенским монастырем, введенским крестьянам негде было построить дворы, вспахать поле и накосить сена для скота.
В ответ на челобитную Борис Годунов в том же году повелел вернуть монастырю указанную вотчину и руги назначить на 45 стариц. Также в монастырь были посланы книги. Руга с тех пор выдавалась ежегодно. Даже в Смутное время, при шведских властях, монастырь, хоть не полностью, но получил ружные деньги.
Стараниями царицы-инокини Дарьи около 1610 г. вместо деревянной церкви был построен первый каменный храм — Введения во Храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами: в честь Николая Чудотворца и Кирилла Белозерского. Устроение одного из престолов в честь великого вологодского святого вполне объяснимо. Старица Дарья провела около 20 лет рядом с Кирилловской обителью, т.к. Горицы находятся в нескольких километрах от величественного монастыря, основанного преподобным Кириллом. Особо чтил прп. Кирилла и супруг царицы Иван Грозный.
Собор в то время несколько отличался от того, каким мы видим его сейчас — он был несколько меньше по объему и имел крытую одноярусную паперть с крыльцом. В 1882 г. храм был перестроен игуменией Рафаилой: над папертью надстроены хоры, перебиты и расширены окна, пристроены два новых богато декорированных крыльца, стены украшены арочками и наличниками с кокошниками и колонками. (Это можно сказать и показать внутри собора).
Царица-инокиня Дарья, попечительница обители, удивляла окрестных жителей смелостью и предприимчивостью. Для того, чтобы обеспечить работу монастырской мельницы, построенной на берегу Введенского ручья, она сделала канал, соединяющий ручей с безымянным озером, которое находилось в нескольких километрах от монастыря. Таким образом был поднят уровень воды в ручье. Остатки канала в виде заросшего рва и сейчас можно обнаружить, если пройти по берегу озера, ныне носящего название Царицыно.
В 1613 г. Тихвинский посад и окрестные земли сильно пострадали от нашествия шведов. Монахини Введенского монастыря были вынуждены переселиться в более укрепленный Успенский, где еще в 1611 г. им были выделены кельи на случай «сполошного времени». Царице-инокине Дарье с частью стариц пришлось даже некоторое время скрываться на берегу Царицына озера. Там еще до 1930-х гг. в память об этом событии существовала землянка и часовня, в которой до революции постоянно дежурил кто-то из сестер монастыря, принимающих паломников.
Во время осады во Введенском монастыре сначала стояли русские войска, затем его захватили шведы. Монастырь был полностью сожжен, а царица-инокиня Дарья в августе 1613 г. согласно своему прошению, была отправлена в Устюжну (ныне Вологодская область). Там она жила со своим духовником и несколькими сестрами при Рождественском соборе в центре города. На устюжан была возложена обязанность выплачивать царице-инокине оброк, кроме того, царь Михаил Федорович выделил Дарье Алексеевне вотчинные земли в устюженском уезде. Впоследствии, еще около 150-и лет, у монастыря было подворье в Устюжне и вотчина в селе Никифорово Устюженского уезда.
В 1619-1620 гг. начинается активное восстановление уничтоженного монастыря, в котором уцелели только стены каменного собора. На это идут средства, выделенные из царской казны, и доходы царицы-инокини Дарьи с вотчин. Дарья возвращается в Тихвин и руководит строительством. Монастырь обретает вторую жизнь и становится краше и богаче прежнего.
Предположительно в 1620-х гг. в обители появляются две внучатые племянницы царицы Дарьи — Александра и Леонида Гагарины (имена в постриге), которые будут играть значительную роль в жизни монастыря еще на протяжении 50-и лет. В качестве вклада в монастырь они пожертвовали свой дом на Арбате. Позднее, в 1640-х гг., этот дом был продан архимандриту Псково-Печерского монастыря.
Введенской обители, благодаря покровительству именитой насельницы, благоволил царь Михаил Романов. Он относился к Дарье с большим почтением и подчеркивал свое родство с ней. Михаил Федорович пожаловал монастырю новые земли и отправлял богатые дары царице-инокине. Этим он выражал благодарность за оказанную ему поддержку при выборе на престол в 1613 г. Краевед и историк И. П. Мордвинов считал, что царица Дарья была вдохновителем и одним из организаторов восстания против шведов. Именно с Тихвина началось освобождение Новгородских земель и объединение их с Москвой.
Инокиня Дарья скончалась в 1626 г. Все свое имение она завещала Введенскому монастырю. Эти средства и впоследствии использовались для монастырского строительства.
Перед смертью инокиня Дарья приняла великую схиму, в XVII в. такой шаг был довольно распространен. Великая схима является самой высокой ступенью монашества, на которой дается обещание полного отчуждения от земной жизни в ожидании жизни Небесной. Единственное делание схимника — молитва. Царица-схимонахиня была погребена на паперти Введенского собора, построенного ею. Ее могила сразу стала почитаемой.
После смерти царицы княжны-монахини Гагарины стали попечительницами Введенского монастыря. Их имена постоянно встречаются в документах обители в связи с денежными расчетами. Они принимали активное участие в строительных делах обители. Сестры Гагарины скончались в 1670-80-х гг. и были похоронены на паперти собора рядом со своей именитой родственницей.
Над тремя могилами в 1814 г. было установлено новое общее надгробие с деревянной резной сенью и надписью: «Блаженныя памяти Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича царица схимонахиня Дария по роду Колтовских погребена на сем месте и племянницы ея княжны Леонида и Александра Григорьевны дочери Гагарина здесь погребены в лето отъ воплощения Сына Божия 1626 г. месяца апреля 5 дня».